Войти Регистрация
Или войдите с помощью соцсетей
VIP-объявления
Объявлений нет...

Про нагар

Про нагар

Разобрав двигатель, редкий автолюбитель не почистит его внутри, грязи там бывает полно.

 

Отчего она образуется, чем опасна и как ее удалить?

 

Все лишнее, что образуется и накапливается в двигателе в процессе его работы, принято называть отложениями. Они подразделяются на нагары, лаки и осадки, или шламы. Основную их часть образует моторное масло, с которым в двигателе происходят необратимые изменения оно окисляется, разлагается.

 

Нагар

 

Попадая на горячие детали двигателя, накапливающиеся в масле продукты окисления вместе с остатками топлива образуют нагар. Его можно увидеть на стенках камеры сгорания, днище поршня, впускном клапане. В исправном моторе за образование нагара несут большую ответственность качество топлива и условия работы; если же масло рекой течет в камеры сгорания через ставшие «деревянными» маслосъемные колпачки и изношенные поршневые кольца из него-то и получается нагар!

 

Когда его много, возможны всякие неприятности вплоть до заклинивания клапанов в направляющих втулках и предельного уменьшения проходного сечения впускных и выпускных каналов. В общем, если мотор с аппетитом начал пожирать масло, ремонт лучше не откладывать.

 

А что в исправном двигателе?

 

Некоторая часть топлива (точнее, некоторые продукты окисления углеводородов и примесей) попадает на стенки камеры сгорания и днище поршня. Под действием высокой температуры и давления образуется твердый, трудноудаляемый нагар. Роль масла в этом процессе хоть и невелика, но заслуживает упоминания. Некая (очень незначительная) часть масла попадает в камеру сгорания обязательно так называемый естественный расход на угар.

 

Современные масла с большим количеством присадок бесследно не сгорают то, что от них (конкретно от присадок) остается, называется зольными отложениями. Кстати, чем лучше масло, тем больше в нем присадок по объему или массе, но, похорошему, сгорать они должны так, чтобы зольных отложений появлялось как можно меньше! Действительно, высококачественные масла те, что с большим пакетом присадок, но малозольные.

 

Нагар по теплопроводности близок к асбесту, поэтому ухудшает охлаждение камеры сгорания и уменьшает ее объем, чем способствует детонации; двигатель «просит» бензина с более высоким октановым числом. Наросты нагара на впускном клапане мешают наполнению цилиндра, а иногда и плотной посадке клапана в седло, отчего он прогорает.

 

Но не так все плохо. Довольно давно мотористы провели весьма наглядный опыт. Разобрав двигатель, на каждом поршне до блеска очистили по одной половинке днища, а другие оставили черными, с нагаром. После сборки, через несколько дней работы двигатель снова вскрыли. Узнать, какую именно часть днища поршня почистили, было уже нельзя. Нагар снова лежал ровным слоем . Вывод: нагар в камере сгорания находится в динамическом равновесии. Проще говоря, он будет у вас в двигателе всегда, часть его постоянно сгорает, но столько же непрерывно нарастает.

 

Но вот вопрос: какой процесс идет быстрее?

 

Это зависит от многих причин. Первая сорт бензина. Например, этилированный нагара образует больше. С большим содержанием серы тоже. Плохого качества, с примесями нечего и говорить. Частая езда на непрогретом двигателе с небольшой нагрузкой, на малых оборотах способствует накоплению нагара он просто не успевает выгорать.

 

Кстати, есть старый способ удалить отложения с клапанов и камеры сгорания просто... сжечь их!

 

Для этого достаточно проехать по трассе с большой скоростью работа двигателя на форсированных режимах под нагрузкой способствует выжиганию нагара. Нагар неизбежен, но количество его можно регулировать поддерживать двигатель в состоянии, близком к новому. Пусть нагар будет, но небольшой. Здесь неоценимую услугу могут оказать моющие присадки к бензину. Вообще, присадки могут стать (а за рубежом уже стали) средством оперативного регулирования качества бензина.

 

Если почему-либо на заводе получилось топливо хуже заказанного, добавь присадку! Дороже? Да, но на низкокачественном бензине «там» никто не поедет. Кстати, отечественную присадку к бензинам «Афен» применяли именно на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Правда, это была присадка первого поколения, она могла отмыть только карбюратор. А сейчас в ходу препараты поновее, чистящие и топливную аппаратуру (форсунки, например), и впускной клапан.

 

Такие присадки очень важны для наших условий («благодаря» нестабильному качеству бензина). Желающим почистить топливную систему (для автомобилей с впрыском это очень и очень важно) и камеры сгорания можно посоветоватьь купить баллончик с присадкой какой-нибудь известной фирмы и добавляйть ее к бензину через 5-10 тыс.км пробега. Применив присадку впервые, вы обязательно почувствуете эффект двигатель «помолодеет», а потом не забывайте поддерживать это состояние мотора.

 

Среднетемпературные или лаки

 

Еще один вид отложений среднетемпературные, или лаки. Менее твердые, чем нагар, цвета от желтого до черного, лаки образуются обычно в канавках поршневых колец, на гильзах цилиндров, на боковой поверхности поршня. Тут влияние топлива невелико, главный виновник образования лаков масло. Нагар и лак на верхней кромке поршня и огневом пояске (часть боковой поверхности от днища до верхней канавки) ускоряют износ цилиндра; кроме того, выкрашиваясь, они попадают в поршневые канавки и лишают кольца подвижности.

 

Закоксовывание поршневых колец вызывает падение компрессии, а следовательно и мощности двигателя, увеличивает расход масла на угар и прорыв газов в картер двигателя. Когда отложений много и они уже заполнили зазор между поршневой канавкой и кольцом, последнее «выпирает» наружу. Давление кольца на цилиндр резко возрастает и может привести к задирам.

 

Низкотемпературные или шламы

 

И наконец, еще один вид отложений низкотемпературные. В непрогретом двигателе резко ухудшается процесс сгорания, в картер двигателя попадают продукты неполного сгорания топлива, в том числе вода (в виде пара). В масле они образуют мазеобразные отложения или шламы, откладывающиеся на деталях двигателя с небольшой рабочей температурой. Это клапанная крышка, поддон картера, фильтр, каналы системы смазки.

 

Шламы в фильтре резко ухудшают очистку масла и даже могут вызвать срабатывание перепускного клапана и подачу неочищенного масла к узлам трения. К чему приводят забитые маслоприемники и каналы системы, объяснять, наверное, не надо. Вот что могут натворить нагар, лак и шлам.

 

Борются с ними двумя способами: во-первых, препятствуя прилипанию загрязняющих примесей к поверхностям деталей двигателя, а во-вторых, удерживают частицы примесей в масле в измельченном состоянии, не позволяя им укрупняться и выпадать в осадок. Все это делают моюще-диспергирующие присадки, без которых не выпускается ныне ни одно моторное масло.

 

Посмотрим, как они работают

 

Вы сменили масло, залив свежее группы Г1 или выше (по классификации API группы SF-SH). Присадки немедленно начинают борьбу с отложениями, суть которой вкратце такова. На металлических поверхностях деталей двигателя формируется экранирующий слой, который «отталкивает» отложения. Продукты окисления масла и топлива нейтрализуются, крупные частицы дробятся (переводятся в мелкодисперсное состояние).

 

В общем, существующие и вновь образующиеся отложения поддерживаются в измельченном состоянии и «путешествуют» вместе с маслом, не ухудшая его свойств, не препятствуя смазке и не выпадая в осадок. Со временем эффективность моющих присадок ослабевает присадка вырабатывается, отложения снова начинают накапливаться. Значит масло пора менять.

 

Именно моюще-диспергирующие свойства масла, от которых зависит количество отложений, являются основными для определения качества масла и срока его службы. Загрязнение поршней нагаром и лаком специалисты оценивают в баллах. За весь срок работы двигателя оно не должно набрать больше 15 баллов. На старых маслах (например, на полузабытом АС-8) загрязнение двигателя доходит до 20-25 баллов. Современные масла группы Г поддерживают этот показатель на уровне 5-10. То есть отложения, вызванные работой и старением масла, тоже находятся в динамическом равновесии.

 

Отсюда немаловажный вывод: если вы эксплуатируете автомобиль, строго придерживаясь инструкции, заливаете масло, качество и группа которого не ниже предписанного, промывать систему смазки необязательно. За весь срок службы мотора количество отложений не превысит критического.

 

Но бывают непредвиденные обстоятельства.

 

Если пришлось воспользоваться плохим маслом и его качество вызывает сомнения (или не вызывает откровенно низкое), что надо делать?. Во-первых, ездить на подозрительном масле как можно меньше. Во-вторых, перед заливкой свежего, хорошего желательно промыть систему смазки. Тут, как говорится, возможны варианты. Можно, залив новое масло, проездить на нем в 2-4 раза меньше, чем сказано в инструкции. Тогда моющие присадки, содержащиеся в масле, сработают наиболее эффективно.

 

Очевидный минус этого способа однократное применение моторного масла в качестве моющего исключает его последующее использование. Ни о каком «отстаивании» здесь не может идти и речи? Все, присадка свое отработала, и теперь этим маслом можно смазывать только дверные петли, колеса тачки и т.п.

 

Специальное моющее масло (ВНИИНП-ФД, МТП-2) почистит двигатель не один раз, поэтому, если вы предполагаете ездить на АС-8 или иных суррогатах, имеет смысл потратиться на моющий состав.

 

И наконец, специальные добавки к моторным маслам, применив которые в конце срока службы масла, вы заставите его поработать как моющее. Штука удобная во всех отношениях. Надо добавить, что нагар и лак (большую его часть) перечисленными способами удалить вряд ли удастся. Составы эти действуют в основном на низкотемпературные отложения, шламы. Нагар же поддается лишь механической чистке.

Пожаловаться на публикацию
Комментарии к публикации
Комментариев к публикации нет...
Добавить комментарий
Статистика объявлений
Всего объявлений: 10649
Добавлено сегодня: 0
Добавлено вчера: 0
Статистика каталога
Всего объектов: 782
Добавлено сегодня: 0
Добавлено вчера: 0
Статистика каталога статей
Всего статей: 1373
Добавлено сегодня: 0
Добавлено вчера: 0
Подписка на рассылку
Последние публикации в каталоге статей
Новости сайта
  • 03.01.2018
    Обновление раздела "Запчасти для отечественного автотранспорта/Легковые автомобили"
  • 03.01.2018
    Обновление раздела "Авто в разборе-отечественные/Легковые"