Войти Регистрация
Или войдите с помощью соцсетей
VIP-объявления
Объявлений нет...

Пора притереть клапана

Пора притереть клапана

О том, что клапаны газораспределительного механизма время от времени нуждаются в притирке к седлам головки цилиндров, большинство автомобилистов знают. Но многие ли это делают? Существуют даже расхожие "теории" насчет того, что, например, на автомобилях ВАЗа этой операцией вообще можно пренебречь... Так ли это на самом деле? И как притирать клапаны?

 

ПОКА ГРОМ НЕ ГРЯНУЛ

 

Теория "бессмысленности" притирки клапанов на двигателях ВАЗа возникла не на пустом месте. Породило ее довольно высокое качество "жигулей", выпускавшихся заводом в достославные времена. О тех машинах до сих пор рассказывают легенды. Опровергать их не станем у нас другая задача: показать одну из частых причин ухудшения работы двигателя и, главное, способ ее устранения.

 

Клапан и его седло работают в тяжелых условиях высокие температуры, напряжения, вибрация, коррозия. Контактирующие поверхности изнашиваются, на них появляются точки выкрашивания металла, мелкие язвочки, вследствие чего плотность контакта снижается и начинается прорыв раскаленных, агрессивных газов, в свою очередь еще более ускоряющий износ. Дело усугубляется тем, что закрытый клапан охлаждается, отда-вая тепло головке блока цилиндров через контактную поверхность.

 

Неплотный клапан перегревается, и тут уже возможен не просто износ, а настоящее быстрое разрушение: на тарелке образуются трещины, оплавления, особенно если двигатель, как это часто бывает у нерадивых хозяев, еще и детонирует. В конце концов тарелка, как принято говорить, "прогорает". И соответствующий цилиндр прекращает работать. Вовремя притерев клапаны к седлам, вы существенно продлеваете срок их службы, не дожидаясь, пока грянет гром и о "дешевом" ремонте придется забыть.

 

Все вышесказанное чаще всего проявляется на двигателе с большим пробегом, в избытке потребляющем масло. Последнее, попадая на сильно нагретые клапаны и седла, образует на них разного вида отложения от смолообразных до твердых. Они появляются даже на контактных поверхностях, еще больше усугубляя дефекты клапана. Как определить неплотное прилегание (например, обгорание) клапанов?

 

Снижение компрессии в цилиндре может указывать и на износ поршневых колец, и на пробитую прокладку головки блока цилиндров, и на прогар днища поршня. Если на ходу вы не наблюдаете за машиной непроницаемой стены почти белого дыма, а уровень охлаждающей жидкости в норме и расход масла в пределах разумного, значит, поршень и прокладка в порядке ("дырки" нет!), а негерметичен в лучшем случае один из клапанов.

 

Притирке подлежит лишь клапан и седло с незначительным износом (геометрия не искажена, на фасках не образовалась "ступенька", нет явных сколов). В противном случае речь пойдет о серьезной механической обработке деталей или их замене. Во время притирки снимают наслоения с рабочих поверхностей клапана и седла и очень небольшой слой металла.

 

Снимать больше нерационально (меньше запас под будущие ремонты!) и небезопасно: чем шире рабочая "фаска", тем меньше удельное давление клапана на седло, а значит, хуже плотность соединения, особенно (повторим!) для старого двигателя, что грозит вероятностью прорыва газов и ускоренным "обгоранием" клапана.

 

АБРАЗИВ ДЕЛО ТОНКОЕ

 

Для притирки деталей используют специальные абразивные порошки различной зернистости, производимые теми или иными предприятиями. В зависимости от своего происхождения они могут быть дорогими или дешевыми, но вовсе не обязательно закупать алмазный материал, если с карборундовым получится не хуже. Не надо лишь путать притирку с обдиркой, которой не избежать, если вы клюнете (кто-нибудь вам обязательно посоветует!) на бесплатный "песочек" из-под электроточила.

 

Для получения высококачественных поверхностей контакта очень важна зернистость абразивного порошка и его чистота. Несколько грубых песчинок, случайно в него попавших, могут свести на нет все ваши усилия: образуются глубокие риски, которые очень трудно, а порой и невозможно устранить. По этой же причине остерегайтесь советов 'ускорить" процесс, применив сначала "песочек" погрубей! Притирку клапанов обычно рекомендуется выполнят с порошком не крупнее М14 . В принципе можно начинать с него, а закончить тем, что помельче. В конечном счете, в ваших интересах получить возможно более чистую поверхность контакта.

 

Как работают с порошком? Небольшие его порции смешивают с моторным маслом, чтобы получилась не очень густая паста. Ее (не обильно!) наносят на фаску клапана никуда больше стекать она не должна. Стержень клапана при этом смазывают чистым маслом. По мере притирки паста, нанесенная на фаску, заполняется частицами износа (темнеет), поэтому ее вытирают и наносят новую.

 

И так пока обе контактные поверхности (клапана и седла) не станут гладкими, матово-серыми. Некоторые специалисты рекомендуют к концу притирки уменьшать содержание порошка в масле, а заканчивать ее на чистом масле. Но лучшие результаты дает финишная доводка поверхностей пастой Той, смешанной с керосином. Пасты Той тоже бывают различной зернистости ярко-зеленая паста самая "грубая", а темная, зеленоваточерная наиболее "тонкая". Такая доводка поверхностей, безусловно, требует времени и терпения, зато клапан притирается как надо.

 

Можно ли это проверить? Переверните собранную головку блока и запейте в камеру сгорания керосин, как известно, способный просачиваться в малейшие неплотности. Если клапаны не притерты, вы сразу это увидите даже в "боевом", как вам кажется, двигателе. Нормально притертые, они должны "держать" керосин хотя бы 3 5 минут. При высококлассной работе удавалось добиться и большего до 10 15 минут.

 

Случается, что притирка не дает желаемых результатов, несмотря на все ваши старания. Это бывает, во-первых, если вы все-таки "трете" клапан или седло с явными серьезными повреждениями (глубокая раковина, забойна, иногда малозаметная трещина, не успевшая развиться) и, вовторых, когда вы допускаете некоторые довольно распространенные ошибки.

 

КАК ПРИТИРАТЬ?

 

Начнем с важной оговорки, проверьте, не болтаются ли клапаны во втулках! Иначе ваша затея с притиркой практически лишена смысла: сначала нужно заменить втулки. Далее: не станем говорить о специальных притирочных станках, вряд ли такой есть в вашем гараже. Разговор о чисто ручных методах работы, а здесь следует придерживаться простых, но важных правил.

 

Притирка тонкая работа, где неуместны большие усилия или высокие скорости трения (резания). Клапан в процессе притирки поворачивается попеременно в противоположных направлениях на угол максимум 90 . В начале и конце каждого движения усилие уменьшают почти до нуля, а сам сектор поворота постепенно смещают по окружности с тем, чтобы через несколько таких циклов клапан совершал полный оборот.

 

Не пытайтесь "ускорить" процесс, вращая клапан вкруговую с помощью дрели очень часто это оборачивается глубокими кольцевыми рисками на рабочих поверхностях, вплоть до задиров металла.

 

Тут уж хорошей герметичности не добьетесь. В прошлом у некоторых моторов тарелка клапана имела прорезь под отвертку и с помощью этой прорези можно было притирать клапан. В современном двигателе с его высокой теплонапряженностью тарелка гладкая.

 

Как поворачивать клапан? Есть различные способы, например, к тарелке приклеивают "пятак" из фанеры, дюраля и т.п. с похожей прорезью. Клеем может служить полиэфирная, быстро твердеющая шпатлевка, а то и просто строительный битум. При этом способе головка перевернута, поэтому важно, чтобы абразивный материал не попадал в зазор между стержнем клапана и втулкой и не "притирал" эту пару, особенно когда в конце притирки вы пользуетесь более жидкой пастой. Но делают и по-другому. Стержень клапана защемляют каким-либо приспособлением и вращают. Головку переворачивать не надо, во втулку абразив не попадет.

 

Но чем защемить? Ясно не плоскогубцами. Более или менее удобных "державок" для этой цели изобретено немало. Если вы занимаетесь притиркой клапанов раз в несколько лет, можете изготовить очень простое приспособление из двух пластин стянутых винтами . На стыке пластин сверлят отверстие с таким расчетом, чтобы при затяжке винтов оказался защемлен стержень клапана.

 

Пластины могут быть даже деревянными в этом случае стержень клапана обматывают матерчатой изоляционной лентой. Еще лучше для этой цели подойдет кусочек резинового шланга . Чтобы продлить срок службы приспособления, пластины делают из стойкого материала, например, текстолита или даже металла.

 

А вот примеры более основательных конструкций. Приспособление с винтовым зажимом стержня клапана. Корпус сварен с Т-образной рукояткой . Расположение винтов под острым углом к оси стержня обусловлено двумя обстоятельствами: это позволяет защемить стержень на "неудобных" моторах (например, ВАЗ2108) и, кроме того, увеличивает усилие защемления.

 

В заключение напомним, что притирку клапанов, даже идеально выполненную, можно считать бесполезной, если неправильно отрегулированы зазоры в газораспределительном механизме, когда клапаны "зажаты" и недостаточно плотно садятся в седла. В этом случае происходят перегрев клапана и такое быстрое его разрушение, что первая же ваша поездка может оказаться и последней перед серьезным ремонтом.

Пожаловаться на публикацию
Комментарии к публикации
Комментариев к публикации нет...
Добавить комментарий
Статистика объявлений
Всего объявлений: 11261
Добавлено сегодня: 0
Добавлено вчера: 0
Статистика каталога
Всего объектов: 782
Добавлено сегодня: 0
Добавлено вчера: 0
Статистика каталога статей
Всего статей: 1373
Добавлено сегодня: 0
Добавлено вчера: 0
Подписка на рассылку
Последние публикации в каталоге статей
Новости сайта
  • 03.01.2018
    Обновление раздела "Запчасти для отечественного автотранспорта/Легковые автомобили"
  • 03.01.2018
    Обновление раздела "Авто в разборе-отечественные/Легковые"