Войти Регистрация
Или войдите с помощью соцсетей
/ Все статьи / Повседневная эксплуатация авто / Обкатываем и прогреваем
VIP-объявления
Объявлений нет...

Обкатываем и прогреваем

Обкатываем и прогреваем

Первые часы работы мотора, первые километры пробега очень важны в жизни нового автомобиля от них порой зависит, как долго он будет исправно служить. Долговечность двигателя связана и с тем, насколько грамотно прогревают его после нескольких часов стоянки в холодное время.

 

В инструкции по эксплуатации автомобилей ВАЗ есть рекомендации по ограничению скорости движения: в первые 500 км она не должна превышать 100 км/ч, а до 2000 км не выше 8О км/ч. Далее предупреждение: гарантия предоставляется только при соблюдении инструкции по эксплуатации и предписаний завода, требующих, как известно, выполнять обкатку, в ходе которой происходит взаимная приработка поверхностей движущихся деталей.

 

На заводе многие детали моторам в том числе составляющие цилиндра-поршневую группу, подвергают так называемой чистовой обработке. Менее требовательны к ней другие трущиеся детали двигателя, поскольку излишнюю шероховатость их сглаживают специальной обработкой термической, химической и т.п.

 

К примеру, шлифуют и термически обрабатывают шестерни зубчатых передач, то же делают с коленчатым и распределительным валами. Последние вращаются в подшипниках скольжения, а там, говоря языком специалистов, работает масляный клин: между деталями всегда присутствует (если все исправно) масляная пленка. Именно она исключает задиры на металле.

 

Кроме того, термическая или насыщающая обработка (цементация, азотирование) изменяет структуру поверхности и сглаживает неровности. Из этого следует: деталям с дополнительной обработкой обкатка не нужна, состояние поверхностей она не улучшает. Это относится к коленчатому и распределительному валам, клапанам, поршневым пальцам и т.п. Единственное требование, необходимое для нормальной их работы, бесперебойное снабжение маслом, содержащим в достаточном количестве необходимые присадки. То есть маслом, рекомендованным заводом или высшим по качеству.

 

Теперь более подробно о цилиндропоршневой группе.

 

Основная составляющая здесь блок цилиндров. На ВАЗе его отливают из чугуна одной монолитной деталью. Цилиндры растачивают, потом хонингуют, то есть шлифуют ханом головкой с абразивными брусками. Поверхность цилиндров после обычного хана напоминает горную гряду с острыми вершинами (см. рис. а). Таким способом обрабатывают с самого начала производства двигатели «жигулей». Для надежной и долгой работы мотора вершины надо сгладить. Это как раз и происходит во время обкатки поршневые кольца срезают выступы и сами прирабатываются к цилиндрам.

 

Обкатка

 

Поэтому, повторим, для «жигулей» обкатка очень важный момент, и ее следует неукоснительно выполнять в полном соответствии с инструкцией: не нагружая мотор и не превышая рекомендуемых оборотов. Не говоря уже о тех, кто пытается перейти на высшую передачу, едва автомобиль тронулся. Слишком малые обороты при повышенной нагрузке губительны для двигателя. Не следует отказываться в этот период от торможения машины двигателем. Этот режим для него предпочтительнее создаются лучшие условия смазки.

 

Для моторов переднеприводных автомобилей ВАЗ обкатка означает нечто другое.

 

С середины 70-х годов почти все производители двигателей заговорили о новой технологии плосковершинном хонинговании, которое не оставляет острых вершин на «грядах» благодаря новым строго определенным характеристикам зерна ханов. Здесь конструкторы могут задавать, а технологи обеспечивать максимальное количество и глубину бороздок поверхности цилиндра. Это очень важно для нормальной работы поршневых колец в этих бороздках задерживается («прячется») масло.

 

Именно так и обрабатывают блоки ВАЗ-2108 (технология была предложена фирмой «Порше»). Кстати, под такую поверхность цилиндров подобраны и доведены поршневые кольца. Если при изготовлении двигателя все выполнено по чертежу (и материал, и обработка), то у мотора не должно быть повреждений с самых первых минут работы даже при весьма жесткой нагрузке, во всем диапазоне оборотов вращения коленчатого вала (от 800 до 6000 об/мин) и полностью открытой дроссельной заслонке.

 

Иными словами, семейство двигателей ВАЗ-2108, как и моторы зарубежных фирм, практически не требуют обкатки. Даже если на спидометре ноль километров, можно смело давать газ, тащить прицеп, преодолевать бездорожье, но это только в идеале, без учета реалий производства.

 

Небезынтересно, наверно, привести здесь методику испытаний двигателей ВАЗ-2108, в основе которой тесты «Парше».

 

По ней только что собранный из аттестованных метрологической службой деталей мотор устанавливают на стенд. После пуска и устранения течей его сразу выводят на режим максимальной мощности коленчатый вал вращается с частотой 5600 об/мин, дроссельная заслонка открыта на IOO процентов . Так он работает 10 мин. Далее режим максимального крутящего момента. При 3400 об/мин двигатель работает 15 минут тоже с полной нагрузкой. Затем на 10 минут поднимают обороты до 6000 и потом еще 5 минут коленвал крутится с частотой 6700 об/мин.

 

Затем цикл повторяют. После двух с половиной часов такой беспощадной нагрузки (дроссель открыт на всех режимах на 100% ) мотору дают пятиминутную передышку, но не останавливают он отдыхает на минимальных холостых оборотах. Так продолжается 20 часов, после чего двигатель разбирают, измеряют детали и осматривают. На них не должно быть ничего, что отрицательно влияет на работу мотора.

 

Раньше, когда ВАЗ больше заботился о качестве свое продукции, эти тесты проводили неуклонно и регулярно. Каждый мотор после сборки проходит 15-минутную обкатку, которая позволяет обнаружить посторонние стуки, шумы, течи масла и охлаждающей жидкости, определить правильность регулировок и величину давления в системе смазки, если что-то настораживает, двигатель снимают с конвейера. После сборки автомобиль прокатывают по треку завода. Цель та же выявить стуки, течи, шумы. Скорость на треке ограничена 120 км/ч в целях безопасности.

 

Если человек купил автомобиль на свои кровные, он, естественно, старается эксплуатировать его бережно. Поэтому владельцам «восьмерок» и «девяток» стоит проводить обкатку (кстати, эта рекомендация присутствует и в инструкции) хотя бы первые несколько сотен километров, поскольку машины, выпущенные в 1994-1995 гг., не отличает высокое качество изготовления. На заводе тому всегда находят причины. Покупателю же от этого не легче. Поэтому прислушайтесь, присмотритесь к своему железному другу, запомните стиль и тембр его «речи», а потом уж жмите на педаль газа до упора.

 

НАДО ГРЕТЬ, ДАЖЕ ЕСЛИ НА УЛИЦЕ +20 С!

 

Эта операция столь же важна, как и обкатка, от нее зависит, сколь долго будет работать мотор. Часто слышишь от автомобилистов этакое бахвальство: «Да я никогда свой мотор не грею завел и поехал. И ничего, который год езжу». Продолжительность жизни машин, как и людей, различна. Иные из нас не делают по утрам зарядку и даже не чистят зубы. Многие не обращаются к врачам. И живут. Весь вопрос: как, в каком состоянии?

 

Прогрев это работа двигателя с момента пуска до начала движения автомобиля. Естественно, он может быть полным (температура охлаждающей жидкости поднимается до 85 С у «жигулей» и 95 С у «восьмерок» и «девяток») или частичный. За время прогрева необходимо, чтобы все узлы и соединения мотора были обеспечены маслом и чтобы оно достигло рабочей температуры.

 

Как только мотор пустился, сразу прикройте воздушную заслонку, чтобы обороты коленчатого вала были минимальными, но устойчивыми. Это предохранит узлы от лишних (даже в холостом режиме) нагрузок. Затем нужно дать двигателю спокойно поработать не менее минуты, чтобы масло гарантированно поступило ко всем парам трения. Дальше обороты поползут вверх, что уже не опасно для мотора .

 

Чтобы достичь рабочей температуры, времени потребуется немного несколько минут. Не жалейте их только в горячем двигателе можно обеспечить оптимальный состав смеси, поступающей в цилиндры. Ведь пленка бензина на стенках впускных каналов испаряется в зависимости от их темпе-ратуры. В холодном моторе неиспарившаяся часть бензина проникает в цилиндры и активно смывает смазку с его стенок.

 

Конечно, полный прогрев мотора вариант идеальный, но выполняют его далеко не все автолюбители, а только те, кому двигатель дорог в прямом и переносном смысле. Новичкам также стоит придерживаться этого. Тогда можно гарантировать, что движение будет без рывков и при отпущенном газе машина не помчится, как сумасшедшая воздушная заслонка уже будет открыта.

 

Кто жалеет и время, и мотор, могут дождаться прогрева до 40 С, когда стрелка указателя температуры тронется с места. «Чистый» бензин будет лишь в небольшом количестве поступать в цилиндры. Так делают большинство автолюбителей и, как показывает практика, кроме пользы, это ничего не приносит.

Пожаловаться на публикацию
Комментарии к публикации
Комментариев к публикации нет...
Добавить комментарий
Статистика объявлений
Всего объявлений: 11020
Добавлено сегодня: 0
Добавлено вчера: 0
Статистика каталога
Всего объектов: 759
Добавлено сегодня: 0
Добавлено вчера: 0
Статистика каталога статей
Всего статей: 1371
Добавлено сегодня: 0
Добавлено вчера: 0
Подписка на рассылку
Последние публикации в каталоге статей
Новости сайта
  • 03.01.2018
    Обновление раздела "Запчасти для отечественного автотранспорта/Легковые автомобили"
  • 03.01.2018
    Обновление раздела "Авто в разборе-отечественные/Легковые"